Скука – это одна из самых важных вещей в человеческой жизни. Только человек способен скучать. Ни одно другое животное не может скучать. Скука существует только тогда, когда ум начинает подходить все ближе и ближе к просветлению. Скука – это всего лишь полярная противоположность просветлению. Животные не могут просветлеть, потому они не способны скучать.
Скука просто показывает, что ты начинаешь осознавать тщетность жизни, ее постоянно повторяющегося колеса. Ты все уже делал прежде, ничего не происходит. Ты побывал во всех этих путешествиях раньше, ничего из этого не вышло. Скука – это первое проявление, что в тебе появляется великое понимание о тщетности, бессмысленности жизни и ее путей.
Теперь ты можешь отреагировать на скуку двумя способами. В одном случае обычные люди поступают так: сбегают от нее, избегают ее, не смотрят ей в глаза, не встречаются с ней. Держатся от нее подальше и убегают, погружаются во что-то, что может их поглотить, что может увести их далеко от реалий жизни, чтобы больше никогда не видеться со скукой снова.
Именно поэтому люди изобрели алкоголь, наркотики. Это все способы убегания от скуки. Но на самом деле вы не можете от нее сбежать, можно только избегать ее какое-то время. Снова и снова скука будет приходить, снова и снова она будет все громче и громче.
Вы можете сбежать в секс, в переедание, в музыку, вы можете сбежать в тысячи вещей. Но снова и снова будет появляться скука. Это то, чего невозможно избежать, она является частью роста человека. Ей нужно посмотреть в лицо.
Другая реакция – это посмотреть ей в лицо, помедитировать на нее, побыть с ней, быть ею. Именно этим занимался Будда под деревом бодхи. Именно этим занимались все дзен люди во все времена. Что именно есть медитация? Смотрение в лицо скуке – это медитация. Что продолжает делать медитирующий? Сидит в молчании, смотрит на свой собственный пупок, или наблюдает за дыханием. Думаете, его это все развлекает? Он смертельно скучает!
Именно поэтому дзен мастера ходят с палками в руке, потому что эти скучающие люди могут заснуть. Другого выхода нет, остался только один – можно хоть поспать. Они не могут сбежать. Они добровольно стали частью дзен тренинга и дисциплины, они не могут сбежать. Но одна лазейка всегда доступна – можно заснуть и все это забыть. Именно поэтому вас клонит в сон во время медитации.
Все усилие в медитации заключается в следующем: пусть тебе будет скучно, но ты не убегай от этого, оставайся бдительным, потому что если заснешь – значит сбежал. Оставайся бдительным! Наблюдай ее, свидетельствуй ее. Если она есть, значит она есть. На нее нужно смотреть, в самую ее сердцевину.
Если вы будете продолжать смотреть на скуку не убегая, настанет взрыв. Однажды, неожиданно, смотря глубоко на скуку, вы проникнете в свое собственное небытие. Скука является всего лишь прикрытием, контейнером, в котором содержится ваше внутреннее небытие – шуньята.
Если вы сбежите от скуки, вы сбежите от своего собственного небытия. Если не сбежите от скуки, если начнете жить с ней, если начнете ее принимать, приглашать… Именно в этом вся медитация: пригласить скуку, пойти в нее самому, не ждать, когда она придет, а искать ее.
Сидя в йоговской позе, просто наблюдая свое дыхание, становится ужасно скучно. И весь смысл медитационного тренинга – это помочь скуке. В дзен монастыре вы должны вставать каждый день в одно и то же время – каждый день, из года в год. Не важно, лето это или зима. Вы должны встать рано, в три часа, принять ванну, выпить все тот же чай, и сесть… Одни и те же жесты снова и снова. И весь день также проходит в жесткой рутине: вы завтракаете в определенное время, а потом снова медитируете, затем, в определенное время, у вас еда – все та же еда!
Все в помощь скуке.
И одна и та же одежда, все тот же монастырь, и каждый день все тот же мастер со своей палкой, ходящий вокруг. И каждый день вечером вы должны идти на сессию к мастеру. И вопросы, которые дают для медитации, такие скучные: Какой будет звук хлопка одной ладони?
Только подумайте об этом – это сведет вас с ума! Какой будет звук хлопка одной ладони? На него нет ответа, вы знаете это, все это знают. А мастер продолжает настаивать, — «Продолжайте повторять, продолжайте на него медитировать.»
Все хорошо организовано. Нужно создать скуку, смертельную скуку. Скука должна быть максимально тотальной, ей нужно помогать, поддерживать со всех сторон. Одинаковые вечера, одинаковая работа, одинаковые мантры. В одно и то же время вы должны идти снова спать… и так это колесо продолжается.
Через несколько дней вам чрезвычайно скучно, но вы не можете сбежать. Сбежать невозможно. Вы не можете сходить в кино, посмотреть телевизор. Вы ничего не можете сделать, что поможет избежать скуку. Вас бросают в нее снова и снова. А вы оживляете все виды скуки. Что происходит?
Есть секрет всех медитация: если продолжать наблюдать, наблюдать, наблюдать, скука становится все больше и больше, интенсивней и интенсивней, и затем пик… ничто не может длиться вечно. Есть момент, когда колесо проворачивается. Если сможете дойти до самого экстрима, к самому пику, тогда происходит изменение, трансформация, просветление, сатори, называйте, как хотите.
Чтобы посмотреть скуке в лицо понадобится огромная смелость. Она подобна смерти. На самом деле, она намного тяжелее смерти, потому что смерть приходит, когда вы стали неосознанными.
Тогда, однажды, неожиданно, скуки становится слишком много. Вы задыхаетесь, она вас почти убивает. Вы окружены океаном скуки. Вы ею переполнены, и кажется, что выхода нет. Сама ее интенсивность и тотальность, и колесо проворачивается. Неожиданно скука исчезает, и приходит сатори, самадхи.
Вы вошли в свое небытие. Теперь никогда не будет скуки. Вы увидели бытие самой жизни. Вы исчезли – кто будет скучать? От чего? Вы уже более не существуете. Вы полностью уничтожены.
Ошо